- Главная
- /
- Мария Юдина
Мария Юдина
Купить Мария Юдина на виниловых пластинках
Энциклопедия «Кругосвет»
ЮДИНА, МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА (1899-1970), русская пианистка, религиозный мыслитель. Родилась в Невеле (Белоруссия) 28 августа (9 сентября) 1899 в семье врача. В 1921 окончила по классу фортепиано Петроградскую консерваторию (училась у А.Н.Есиповой и Л.В.Николаева); слушала также лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В 1921-1930 вела класс фортепиано в консерватории; была уволена за «религиозные взгляды» после ряда газетных публикаций. В 1932-1934 являлась профессором Тбилисской консерватории, в 1936-1951 — Московской консерватории, в 1944-1960 — Института имени Гнесиных, где кроме фортепианного класса вела класс камерного ансамбля. С юности много концертировала, почти исключительно в пределах СССР. Была выдающимся мастером ансамблевой игры (выступала, например, с квартетами имени Бетховена и имени Глазунова). В поздние годы нередко сопровождала свои выступления интереснейшими рассказами о композиторах и произведениях, чтением стихов. Всегда проявляла самый живой интерес к новому композиторскому творчеству; с рядом композиторов, как русских, так и зарубежных, состояла в личном общении или в переписке (например, с И.Ф.Стравинским и К.Штокхаузеном). Первой в стране она исполнила ряд произведений А.Берга, П.Хиндемита, Б.Бартока, А.Веберна, О.Мессиана и многих других авторов; была убежденным пропагандистом музыки С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, а впоследствии — некоторых авторов, являвшихся ее младшими современниками. Обладая выдающимся литературным дарованием, Юдина очень ярко писала о музыке, делала переводы зарубежных трудов, но многое из этого оказалось возможным опубликовать лишь в наше время.
Личность Юдиной в условиях советской действительности была явлением совершенно исключительным: с редкой прямотой и бесстрашием она всегда и везде высказывала свои взгляды, оказывая огромное влияние на учеников и на многих людей, входивших в круг ее общения (кроме того, она вела весьма обширную и интересную переписку, которая только в наше время постепенно становится достоянием гласности). Юдина считала «пустой» «любую культуру, любую сферу человеческой деятельности без религиозных корней». Ей всегда было «тесно» в рамках исполнительства, с молодости она тяготела к философскому осмыслению жизни и искусства, что, конечно, проявлялось и в ее игре, отмеченной редкой мощью и конструктивной энергией, а главное, пониманием музыка как интонируемого смысла. Не случайно в центре ее репертуара всегда находились произведения И.С.Баха, далее — Моцарт, Бетховен, Брамс, Мусоргский (Картинки с выставки). В силу исторических обстоятельств искусство Юдиной оставалось неизвестным зарубежному миру, однако сама она сделала все возможное для того, чтобы сначала в 1920-е, а затем в 1950-1960-е годы отечественные слушатели могли знакомиться с тем, что происходило в искусстве других стран.
Умерла Юдина в Москве 19 ноября 1970.
Литература:
Мария Вениаминовна Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978;
Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. Литературное наследие. М., 1999;
Здесь я напомню о легенде, связавшей Сталина с Марией Юдиной, прославленной русской музыкальной юродивой. Юдина была, быть может, самой эксцентрической фигурой за всю историю русской музыки. Родилась она в 1899 году в еврейской семье, но в молодые годы крестилась и оставалась экзальтированно верующей православной до самой своей смерти. Это обстоятельство было достаточно драматичным само по себе, но в официально атеистическом Советском Союзе оно грозило тотально искорёжить биографию и судьбу Юдиной.
Окончившая Петроградскую консерваторию в 1921 году по классу фортепиано профессора Леонида Николаева (у которого учился и Шостакович), Юдина сразу стала одной из самых знаменитых русских исполнительниц того времени. Когда она, выйдя на эстраду в своём постоянном наряде - чёрном длинном платье в форме пирамиды, со свободными, так называемыми поповскими рукавами и большим крестом на цепочке на груди, - усаживалась за рояль, приняв позу величайшей сосредоточенности, а затем, воздев руки к небу, вдруг обрушивала их на клавиатуру - зал замирал, потрясённый шквалом мощных звуков; говорили, что Юдина играет с силой десяти мужчин. Репертуар её был весьма необычным: от Баха и Бетховена Юдина, минуя популярную музыку Шопена, Листа, Чайковского и Рахманинова, переходила к Стравинскому, Хиндемиту и Шостаковичу, а в последние годы своей жизни увлекалась авангардистскими опусами Пьера Булеза и Карлгейнца Штокхаузена.
Музыкальные интерпретации Юдиной воспринимались аудиторией как исступлённые проповеди, но ей самой "только лишь" музыки было мало, и она часто, прервав свой концерт, обращалась к публике с чтением стихов запрещённых тогда Пастернака или бывшего обэриута Николая Заболоцкого. Это приводило слушателей в состояние ещё большей ажитации, но крайне осложняло отношения Юдиной с начальством. Ей на длительные сроки запрещали выступать, выгоняли с преподавательской работы, но Юдина упрямо стояла на своём. Сломать и уничтожить Юдину можно было только физически, но власти никогда не пошли на арест прославленной пианистки.
Рассказывали, что "охранной грамотой" для Юдиной стало толерантное отношение к ней Сталина. Он считал Юдину юродивой. Легенда гласила, что Сталин, услышав по радио один из концертов Моцарта в интерпретации Юдиной, затребовал запись этого исполнения для себя. Никто не решился сказать вождю, что он слушал прямую трансляцию, оставшуюся незаписанной. Юдину срочно вызвали в студию, где пианистка, сменив за ночь напряжённой работы с оркестром нескольких дирижёров, наиграла пластинку, которую затем поднесли Сталину. Тираж этой уникальной записи был - один экземпляр.
Получив пластинку, Сталин вознаградил Юдину крупной суммой денег. Юдина поблагодарила его письмом, в котором сообщила, что жертвует эти деньги на нужды своей церкви. И добавила, что будет молиться Богу, дабы Сталину были прощены его тяжкие прегрешения. Подобное письмо было равносильно самоубийству, но репрессий против Юдиной не последовало. Рассказывали, что когда Сталин умер, то эту самую пластинку Моцарта нашли на проигрывателе рядом с кроватью вождя.
© Соломон Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь
Мария Вениаминовна Юдина родилась 9 сентября 1899 года в городе Невеле Витебской губернии. С детства отличалась страстным, неукротимым темпераментом. Интересы её были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались только музыкой. Поиски мировоззрения, жажда «опереть себя о «Столп и утверждение истины» были свойственны ей с юных лет. В 1919 году она приняла православие. Вера как основа мировоззрения и инструмент познания определила уникальные особенности её исполнительского искусства, его особую содержательность, вдохновенность и актуальность звучания, вера и была причиной многочисленных невзгод: её трижды изгоняли из учебных заведений, лишали возможности концертировать, не выпускали за пределы страны.
Учась с 1912 года в Петербургской консерватории по классу форте¬пиано (последовательно у О. Калантаровой, А. Есиповой, В. Дроздова и Л. Николаева), она одновременно занималась в дирижёрском классе Э. Купера, играла на органе, в оркестре на ударных, изучала специальную гармонию, контрапункт, инструментовку, композицию.
С блеском окончив в 1921 г. консерваторию, Юдина начала бурную концертную и педагогическую деятельность. Репертуар её был чрезвы¬чайно обширен и нетрадиционен: помимо классики и романтики, всегда было много новых имён: Метнер, Кшенек, Хиндемит, Стравинский, позднее — Прокофьев, Шостакович, Берг, Барток. Веберн, Волконский.
Юдина прожила свою жизнь в бедности и лишениях: не имела собственного рояля, ходила помногу лет в одном и том же платье, часто недоедала. Это нисколько её не смущало. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Она всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных в сталинские годы друзей. Друзья и были её основным богатством: цвет российской интеллигенции, выдающиеся деятели русской культуры — Пастернак и Заболоцкий, Фаворский и Фальк, Флоренский и Бахтин, Яворский и Нейгауз... Она писала: «Что есть дружба? Верность до гроба и готовность делиться духовными дарами». И после смерти (19 ноября 1970 года) она продолжает делиться этими дарами, вовлекая в орбиту своего влияния всё большее количество людей во всём мире. Исполнилась её мечта: играть для всего человечества.
Марина Дроздова, ученица и друг М. Юдиной Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.