- Главная
- /
- Joseph Martin Kraus
Joseph Martin Kraus
Купить Joseph Martin Kraus (Йозеф Мартин Краус) на CD компакт-дисках
Йозеф Краус родился 20 июня 1756 г. в городе Милтенберге во Франконии. Он был сыном Йозефа Бернхарда Крауса, клерка графства в Архиепископстве Майнца, и Анны Доротеи Шмидт. Семья со стороны отца происходила родом из Аугсбурга, в то время как мать была дочерью архитектора Мильтенберга Йохана Мартина Шмидта. У Йозефа было 13 братьев и сестер, семеро из которых скончались в детском возрасте. В 1761 г., семья переместилась в Баден-Вюртемберг, где отец Крауса смог найти работу клерка. Здесь, Йозеф получил начальное музыкальное образование. Его первыми учителями были Георг Пфистер (1730-1807) и Бернхард Франц Вендлер (1702-1782), от которых он получил начальные навыки игры на скрипке и фортепьяно. Музыкальные способности Крауса проявились довольно рано. В возрасте 12 лет, он поступил в Гимназию Иезуитов в Мангейме, где изучал немецкую и латинскую литературу. Наряду с этим, Краус получил хорошее музыкальное образование, особенно в технике игры на скрипке. В соответствии с пожеланием родителей, он поступил на юридический факультет университета в Майнце, но через год перешел в университет Эрфурта, где мог также продолжить и музыкальное образование. Эрфурт был городом с богатой культурной традицией (здесь процветала как протестантская так и католическая музыка), благодаря чему Краус смог сосредоточиться на изучении музыки и литературы. Это время было отмечено его первыми композиторскими опытами. Дальнейшее образование (после годового перерыва) Краус продолжил в университете Гетингена. Здесь, в 1772-1774 гг. он сблизился с группой молодых поэтов, объединенных идеями поэта Фридриха Готтлиба Клопштока. Вскоре, Краус связал свои интересы и с объединением Бури и натиска, которое оказало влияние как на его литературные, так и музыкальные сочинения. В 1775 г., в возрасте девятнадцати лет, Краус написал Реквием, одно из первых своих сочинений. Несмотря на признаки композиторской неопытности, уже первая его работа была полна драматической силы и оригинальных идей. В 1777 г. Краус сочинил две оратории, к одной из которых он также написал либретто, в котором ему удалось создать сцены, охватывающие полный спектр человеческих эмоций. Все созданное, находилось в соответствии с риторическим вопросом, поставленным им в одной из своих работ: Разве духовная музыка не должна наглядно выражать сердечные переживания? Во время пребывания в Геттингене, Краус подружился с одним из своих шведских сокурсников Карлом Стридсбергом, который убедил сопроводить его в Стокгольм, с целью получения места при дворе Короля Густава III. Первые три года пребывания в Стокгольме не были легкими для Крауса, и он уже подумывал о возвращении. Но, 6 июня 1781 г. состоялось удачное исполнение написанной им оперы Прозерпина, либретто которой (на основе стихотворного перевода поэта Йохана Хенрика Келлгрена) составил сам король. Успех премьеры изменил судьбу Крауса. Он был назначен вице-капельмейстером Королевской шведской Оперы и директором Королевской Консерватории. Также, Гутав III направил Крауса в поездку по европейским странам (Германии, Франции и Италии) для изучения всего что было возможно узнать о театральном искусстве. Во время поездки Краус смог встретиться с К.В.Глюком, Падре Мартини, Й.Альбрехцбергером, и Й.Гайдном, для которого он написал Симфонию в ре мажоре (VB 143). Вначале, она исполнялась при дворе Эстергази под авторством Гайдна. Симфония Крауса в ми миноре, (VB 141) была также издана в Париже в 1787 г., под чужим именем Д.Камбини (очень популярного композитора того времени). Примерно тогда же, Краусом был написал известный квинтет для флейты в ре мажоре, который отличался новаторством формы. В 1785 г., находясь в Англии, композитор принял участие в торжествах по случаю столетия рождения Г.Ф.Генделя, которые проходили в Вестминстерском аббатстве. В 1787 г. композитор вернулся в Стокгольм, где стал ведущей фигурой музыкальной жизни при королевском дворе. Он был назначен директором Королевской Консерватории, и, в конечном счете, достиг репутации музыкального новатора, педагога и композитора, наделенного разнообразными талантами. Также, Краус стал членом литературного круга, где обсуждалась интеллектуальная и культурная жизнь шведской столицы. Но, 16 марта 1792 г., во время посещения оперы, Густав III был убит. Со смертью короля, в культурной жизни столицы воцарилось неразбериха. Краус написал кантату и Траурную симфонию, которые были исполнены на церемонии похорон. Собственное здоровье композитора вскоре также ухудшилось, и он скончался лишь несколько месяцев спустя, в декабре 1792 г. от туберкулеза. Краус был похоронен недалеко от Стокгольма в Тиволи. Надпись на его могиле гласит: Здесь похоронен Й.М.Краус, который обрел небесную жизнь в своей музыке. Для композиторской стилистики Крауса характерны динамические контрасты и неожиданные гармонии, в сочетании с изысканной полифонией. Однако, способности к их музыкальному развитию не кажутся столь безупречными как у его великих современников В.Моцарта или Й.Гайдна. Тем не менее, мелодические способности Крауса воистину безграничны. Многие его симфонии были утрачены или приписаны позже другим композиторам. Из тех, что сохранились, лишь около 12 не вызывают сомнений в авторстве. Как правило, они трехчастны (без менуэта). Камерная музыка Крауса включает квартеты, сонаты соло, сонаты для скрипки и фортепьяно, а также произведения для духовых инструментов. Несмотря на краткость жизненного пути (композитор прожил лишь 36 лет), им было создано весьма значительное количество камерной, оркестровой и вокальной музыки (вкл. кантаты). Симфоническое искусство Крауса высоко ценил Й.Гайдн, а самого композитора нередко называли шведским Моцартом. Наряду со многими современниками, он внес весомый вклад в становление и развитие музыки классицизма. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.