- Главная
- /
- Jacques Loussier
Jacques Loussier
Купить Jacques Loussier (Жак Лусье) на виниловых пластинках, на CD компакт-дисках
Жак Лусье́ (фр. Jacques Loussier) (26 октября 1934, Анжера, Франция) — французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель. Жак Лусье родился 26 октября 1934 года в небольшом, но известном своей бурной средневековой историей городе Анжере, расположенном в месте слияния рек Мэн и Луара. В целях серьезного изучения музыки и, думая о карьере классического пианиста, в 1950 году Лусье поступил в Парижскую консерваторию, где оказался в классе пианиста-виртуоза Ива Ната, в свое время ученика Форе, Сен-Санса и Дебюсси. Но, несмотря на ранние успехи, начинающий музыкант вскоре оставил академическую сцену и наудачу попробовал себя в различных направлениях. Полтора года он играл на Кубе в составе цыганского ансамбля, аккомпанировал Шарлю Азнавуру и другим известным шансонье, сочинял аранжировки и музыку для кино. Конечно, молодой музыкант, которому оказалось тесно в «классических рамках», не мог не обратить внимания на стремительно набирающий популярность джаз. Особенно его привлекал в те годы Modern Jazz Quartet. И когда Жаку Лусье впервые предложили записать его сольные фортепианные эксперименты с музыкой Баха, он решил добавить к своему инструменту контрабас и ударные с целью углубления импровизационных возможностей. Партнерами пианиста классической школы и далеко не джазмена в этом довольно рискованном мероприятии стали соотечественники — контрабасист Пьер Мишло и ударник Кристиан Гаррос - известные джазовые музыканты, поднаторевшие в игре разными составами, в том числе и с заезжими американскими мэтрами. В 1959 году вышла первая пластинка Жака Лусье, которая, была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент — самые популярные темы И. С. Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые производили впечатление наличием музыкального поиска. Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, а музыканты отличались хорошим джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и последующие 10 лет трио активно привлекало внимание всего мира. За 15 лет было продано более 6 миллионов пластинок. Жак Лусье хорошо известен с 60-х годов многим, в том числе и любителям джаза. Тогда практически все джазовые энциклопедии игнорировали это имя. Жак Лусье, как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула изящные переаранжировки Баха на задний план. Однако 300-летие великого немца в 1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Теперь мелодии из прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обрамились не только джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам Жак, отвечая на пресс-конференциях на многочисленные вопросы, любил повторять, что он всегда стремится представить музыку И. С. Баха в новых красках, дать ей новую жизнь. Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить. В 90-е годы у пианиста и композитора дошли руки до переаранжировок Вивальди и Сати, Равеля и Дебюсси. И если в Баховской музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе. Джазом, то есть музыкой импровизационной, там пахнет намного меньше. Впрочем, накануне трехсотлетней годовщины Баха в 1985 году Жак Лусье воссоздал трио уже с новыми партнерами — Андрэ Арпино (Andre Arpino) и Винсентом Шарбоннье (Vincent Charbonnier). Произошел своеобразный «ренессанс» музыки Лусье-Баха в новой редакции, который нашел своих приверженцев уже в другом поколении — в поколении 90-х годов. Параллельно с работой в трио Лусье до сих пор пишет оригинальные сочинения, среди которых «Lumieres» — произведение для сопрано, контр-тенора, хора, ударных и оркестра, Барочная месса XXI века, концерт для трубы и оркестра, концерт для скрипки и квинтет для медных «Огненная лошадь». В последние годы Лусье активно концертирует и постоянно записывается с новыми программами. С 1993 года началось сотрудничество «Jacques Loussier Trio» cо звукозаписывающим лэйблом Telarc, в рамках которого уже вышли восемь альбомов Жак Лусье далек от стереотипного образа классического артиста настолько, насколько это вообще можно вообразить. Тихо, неспешно изъясняющийся, одетый в армейские брюки и телогрейку, он, честно сказать, не вполне вписывается в шикарные интерьеры пятизвездочных отелей, где обычно останавливается. Но не на этом ли противоречии рождаются джазовые импровизации? Лусье — блестящий пианист. Бесчисленные записи его трио принесли ему славу равно в классических и джазовых кругах. Несколько поколений слушателей на всех континентах уже больше сорока лет покоряются его чувству и его страсти, выраженным в музыке. Этого французского пианиста называют музыкальным феноменом. Более 40 лет играть классику, оставаясь при этом верным джазу, сможет не каждый. Джазовая обработка классики Жаком Лусье давно превратилась в успешный коммерческий бренд. Споры о том, хорошо или плохо он это делает, уже никого не интересуют, а каждый его новый релиз выметается с прилавков со скоростью пули. После не слишком удачного, в смысле продаж, эксперимента со сложной музыкой Дебюсси, Лусье обратился к более «простому» продукту — «Музыке на воде» Генделя, — и на этот раз попал в яблочко. Очередная пластинка, вне всякого сомнения, встала в ряд его самых успешных проектов (Бах, Вивальди и Сати), и это достаточная рекомендация для тех, кто знает, о чем речь. Остальным же можно просто сказать, что при покупке этого альбома они получат бессмертный генделевский хит в очень тонком, интеллигентном, мягком и, в хорошем смысле, конъюнктурном исполнении фортепиано, баса и ударных. Превосходный вариант музыки для отдыха ума и сердца. Музыканты такого класса ещё раз убеждают в том, что стили не важны — просто есть хорошая музыка и есть плохая. Дело вкуса. Сравнительно недавно Жак Лусье решился исполнить «Bolero» Равеля. Следует отметить смелость эксперимента: мало кто отважится сыграть одно из самых сложных симфонических произведений, отличающееся изощрённой полифонией, при помощи всего лишь трёх инструментов. И не просто сыграть, а превратить патетическую классику в изящный джаз! Исполняя крупное по размеру и единое по замыслу «Bolero», Лусье романтически выразителен и классически уравновешен. В целом альбом выдержан, тем не менее, в духе импровизационного джаза. Обращает на себя внимание факт присутствия на диске не только «Bolero» Равеля, но и ещё одного «классически джазового» опуса, авторство которого принадлежит Лусье. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.