- Главная
- /
- Олег Лундстрем
Олег Лундстрем
Купить Олег Лундстрем на CD компакт-дисках
Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема имеет уникальную историю. Это самый "долгоиграющий" биг-бенд в мире, что зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса. Оркестр Каунта Бейси, например, был создан на год позже. С чего же началась деятельность знаменитого российского коллектива?
Увлечение джазом началось с 1932, когда в руки Олега Лундстрема случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона "DEAR OLD SOUTHLAND". Именно это стало решающим моментом в выборе дальнейшего пути. Он стал учиться джазу, слушая пластинки.
В 1934 друзья, выросшие вместе молодые музыканты, решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем, путем голосования, был выбран Олег Лундстрем. Оркестр состоял из девяти музыкантов: два альт-саксофона, один тенор-саксофон (Игорь Лундстрем), две трубы (вторая - Алексей Котяков), один тромбон, фортепиано (Олег Лундстрем), банджо и контрабас в одном лице (Александр Гравис) и барабаны. Таков был первый состав оркестра Олега Лундстрема.
1935 - год завоевания популярности в Харбине. Все начиналось с невинных "халтур", то есть подработок на танцевальных вечерах и балах, за тем последовали трансляции по местному радио, где оркестр представляли под названием "Зеленый крокодил".
Но вскоре политическое положение в Китае изменилось, и многие русские семьи были вынуждены покинуть Харбин. Во время кратковременной поездки в Шанхай Олег Лундстрем договаривается о первой работе в отеле "Янцзы", и весь оркестр переселяется в один из самых крупных городов Китая. Довольно быстро появляется известность в городе. Следующее место работы - популярный болл-рум "Мажестик", позднее элитарный болл-рум "Парамаунт", что было вершиной популярности.
Можно упомянуть, что в Шанхае в то время было не менее 40 биг-бендов, включая любительские. Конкуренция была огромная, а жизнь полна различных перипетий, рассказ о которых заслуживает отдельного романа.
В Шанхае часто гастролировали американские музыканты, в том числе и оркестр под управлением Тедди Ведерфорда, в котором играл Бак Клейтон.
В 1937 и в 1940 оркестр выезжает на летний сезон в курортный город Циндао. В оркестре уже 11 человек. У Олега в эти годы уже созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и наши русские песни. Он делает аранжировки: "Песня о капитане" И. Дунаевского, "Чужие города" А.Вертинского, "Катюша" М.Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. В оркестре уже 14 человек, а такие импровизаторы, как Алексей Котяков, который часто выступал и в роли вокалиста, Игорь Лундстрем, Александр Гравис, выдвигаются в число лучших музыкантов города. Выступления сопровождаются танцевальными ревю с участием сестер Андерсон, а солисткой-вокалисткой является красавица Нина Кэллан. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "Королем джаза Дальнего Востока".
Добавим, что между артистами не только профессиональные отношения, но и тесная дружба, понимание и поддержка. Биг-бенд - плод работы всего коллектива.
Послевоенные годы - опять творческий подъем. Оркестр выступает в городских театрах "Лайсеум", "Карлтон" и в Советском клубе. В оркестре уже 19 человек, полный биг-бэнд. К концерту в театре "Лайсеум", посвященному окончанию Второй Мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение "Интерлюдия", используя интонации Рахманинова. Позже - пьесу "Мираж" на восточные мотивы.
Политическая ситуация в Китае обостряется, возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Иностранцам становится трудно жить в Китае, так как в стране идет борьба за самоопределение, отторжение всего иностранного. Встает вопрос о переезде. Рассматривается несколько вариантов, но музыканты на волне патриотизма решают вернуться в СССР - ведь все участники оркестра советские граждане.
Добросердечные работники консульства в Шанхае мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. Но молодые романтики не верят в мрачные прогнозы и едут восстанавливать послевоенную Родину.
В 1947 оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР. Судьба благосклонна к музыкантам, они приезжают в Россию и остаются, живы, так как именно в это время прекращается массовый террор по отношению к "возвращенцам", многие из тех, кто уехал ранее, погибли.
Музыкантам предложено на выбор несколько городов для проживания. Музыканты хотели получить высшее музыкальное образование и выбор остановился на Казань так как, там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС "Об опере Вано Мурадели "Великая Дружба" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр и оркестры кинотеатров.
Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года, вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию.
Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая в Казани и окрестностях разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских и наиболее популярных советских песен, как в вокальных, так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов.
В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки, целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема. С помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций.
Начались переговоры о постоянной концертной деятельности, активную роль в которых сыграл первый директор коллектива М.И.Цын. Стоит отметить роль этого выдающегося организатора. Многие современные продюсеры могли бы поучиться у него блестящей организации концертов. В 1956. году 1 октября приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта) под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольно-концертная жизнь оркестра.
В 1989 году по приглашению Олега Лундстрема директором оркестра становится Александр Брыксин. Благодаря его энергии и творческому подходу, в тяжелые для России годы перестройки удается сохранить коллектив и статус оркестра, пережить экономическую и политическую нестабильность в обществе, отсутствие финансирования, потерю интереса к джазу на фоне расцвета поп культуры. Александр Брыксин четко понимал, что трудный период закончится и в обществе опять возродится интерес к вечным ценностям, те к настоящему мастерству и "живому звуку". Оркестр продолжал работать вопреки всем неприятностям, благодаря чему коллектив продолжает занимать значительное место в истории и жизни Российской культуры.
В 1991 году в оркестр в качестве второго дирижера приходит Владислав Кадерский, который подготовил ряд интересных выступлений, включая программу посвященную юбилею Каунта Бейси, гастрольные туры с джазовой вокаисткой Деборой Браун и тд. Владислав Кадерский в течении трех лет из своего личного бюджета финансировал работу музыкантов, не требуя ни славы, ни рекламы, что является настоящим примером для многих российских предпринимателей.
В ноябре 1998 г. оркестр Олега Лундстрема стал первым джазовым оркестром, выступившим в Большом зале Московской консерватории. Публике были представлены ряд интересных проектов в творческом сотрудничестве с лучшими музыкантами не только джазовой, но и классической школы. Стоит вспомнить концерт с участием пианиста Николая Петрова, оперной певицы Любви Казарновской, выдающейся джазовой певицы Деборы Браун.
В 2003 году Георгий Гаранян получает предложение от директора оркетра Александра Брыксина и с согласия Олега Лундстрема становится главным дирижером оркестра, и работает в этом качестве до августа 2006 г.
Стоит выделить тур по Китаю, прошедший с огромным зрительским успехом. В ноябре 2003 года музыканты выступили в крупнейших городах Поднебесной. Интересен факт, что последний концерт проходил в знаменитом " Парамаунте", в том же зале, где оркестр под руководством Олега Лундстрема начинал свою блестящую карьеру. Прозвучали лучшие джазовые произведения, в том числе и авторские пьесы Олега Лундстрема. Пожалуй, это был исторический концерт для оркестра, подтвердивший факт, то искусство всегда сильнее времени.
С интересом и нетерпением биг-бэнд встречала публика в Израиле в марте-апреле 2004 года. Это был первый фестиваль, посвященный памяти Леонида Утесова.
Нужно заметить, что биг-бенд Олега Лундстрема часто представляет лицо российской культуры за рубежом на межправительственных мероприятиях. Можно вспомнить Дни Росси на Украине, в Германии, Молдавии, участие в Днях Москвы в Латвии.
В планах оркестра ряд концертов, посвященных юбилею оркестра и его главного дирижера. Стоит еще раз напомнить, что Оркестр Олега Лундстрема - прекрасная школа джазовых кадров. В оркестре работали замечательные музыканты: Георгий Гаранян, Иван Юрченко, А.Зубов, Станислав Григорьев, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Виктор "Арзу" Гуссейнов, Александр Фишер, Константин Бахолдин, А.Шабашов, Вячеслав Назаров, Николай Капустин, Вагиф Садыхов, С.Мартынов, В.Куцинский, Николай Панов, Валерий Киселев, Игорь Бутман и многие другие, а также многие вокалисты, в последствии ставшие звездами отечественной эстарады: Валентина Дворянинова, Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Дмитрий Ромашков, Валерий Ободзинский и др.
С 1991 года с оркестром сотрудничает квартет "Москва транзит". Сейчас ведущими солистами являются: Юрий Парфенов (труба), Иван Волков (баритон-, тенор -, сопрано-саксофоны, кларнет), Михаил Окунь (фортепиано), Владимир Журкин ( - барабаны). Из музыкантов первого состава 1934 г. в строю остался лишь сам Олег Лундстрем - последний, кроме него, ветеран, дирижер и звукорежиссер (в первом составе - трубач), заслуженный артист РСФСР Алексей Котяков скончался весной 1997 г. В составе оркестра начала нового века работает много молодых музыкантов, которых джазовые критики называют надеждой отечественного джаза.
За 70 лет коллектив объездил более 500 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом, более 10000 концертов, бесчисленное количество километров гастрольных дорог. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению. Совместно со студией "Мелодия" помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки записано 10 долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра. Несколько компакт дисков, в том числе один мультимедийный, который записан в сотрудничестве с украинским оркестром под управлением Фокина.
Большинство оригинальных обработок было сделано талантливым аранжировщиком и композитором Виталием Долговым. Кроме того, на этом поприще трудились и сам Олег Лундстрем, и Николай Панов, Георгий Гаранян. Оркестр Олега Лундстрема - неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: "Таллин-67"," Джаз Джембори 72" в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз в Дюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов с Санта-Барбаре США (1998). Интересно вспомнить впечатления американских зрителей, которые в буквальном смысле плакали от восторга.
Кредо оркестра: глубокое проникновение в характер джазового мастерства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок - с другой стороны.
Подводя итоги нового творческого периода в работе оркестра, можно сказать, что, несмотря на мрачные прогнозы скептиков, которые то хоронят джаз, утверждая, что это музыка "старых", то хоронят оркестр, говоря, что это уже "не тот оркестр", и биг-бэнд Олега Лундстрема и классический джаз в его исполнении живы и приносят радость многим и многим зрителям в России и за ее рубежами. Оркестр продолжает писать свою историю. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.