- Главная
- /
- Ёлка
Ёлка
Купить Ёлка на виниловых пластинках, на CD компакт-дисках
Елизаве́та Вальдема́ровна Ива́нцив (укр. Єлизавета Вальдемарівна Іванців), известная как Ёлка; 2 июля 1982, Ужгород, Украинская ССР, СССР[2]) — украинская певица. Бывшая участница ужгородской команды КВН «Палата № 6».
Начала музыкальную карьеру в составе ужгородской группы B&B. В 2004 году подписала контракт с Владом Валовым и выпустила успешный дебютный альбом «Город обмана», с хитами «Девочка в Пежо» и «Хорошее настроение». Впоследствии, в сотрудничестве с Валовым, были выпущены ещё два альбома: «Тени» и «Этот великолепный мир», которые не были такими же успешными, как дебютная работа исполнительницы.
С 2010 по 2012 год выступала судьёй на украинском шоу «X-Фактор». В 2011 году получила большую популярность с песней «Прованс» и стала номинантом в трёх категориях на премии Муз-ТВ 2011 года[3]. Четвёртая студийная работа певицы «Точки расставлены» получила успех как у музыкальных журналистов, так и у публики. Альбом получил положительные отзывы от критиков, которые посчитали его лучшим поп-альбомом 2011 года. Такие журналы, как «Афиша», Time Out и Interview внесли пластинку в свои редакционные списки главных альбомов года. «Точки расставлены» также возглавил российский рейтинг продаж альбомов «2М. Россия Топ-25». По итогам 2012 года Ёлка была признана самым ротируемым исполнителем на российских радиостанциях.
Ёлка является трижды обладательницей премии «Золотой граммофон» (за песни «Мальчик-красавчик», «Прованс» и «Около тебя») и номинантом премии RMA канала MTV. В 2011 году признана «Певицей года» по версии журнала Glamour и вошла в десятку самых успешных деятелей украинского шоу-бизнеса, по версии издания «Фокус». В этом же году была признана «Певицей года» на премии «ZD Awards», газеты «Московский комсомолец»
1982—2001: Детство и юность
Лиза Иванцив родилась 2 июля 1982 года в Ужгороде. Поначалу училась в средней школе № 8 г. Ужгорода, а закончила учёбу в школе № 19[11]. Выросшая в музыкальной семье (папа — коллекционер джазовой музыки, мама — музыкант, играющая на трёх инструментах, бабушка и дедушка пели в Закарпатском народном хоре[12]), Елизавета пела в школьном хоре, затем перешла в вокальный кружок во Дворце пионеров[13]. Во время учёбы в школе принимала участие в школьном КВН. Приобрела локальную популярность благодаря команде КВН ужгородских школьников «Палата № 6», в 2001-2003 годах преобразованной в сборную Ужгорода и Винницы. По словам исполнительницы, свой псевдоним она не придумывала специально. С одиннадцати лет её все стали называть Ёлкой, после того, как «один из друзей ляпнул: „Ёлка“, кто-то услышал — и понеслось»[14]. «…да я на своё имя с одиннадцати лет не откликаюсь. Даже мама Ёлочкой зовет. Только папа всё помнит и очень неадекватно реагирует, когда моё имя забывают друзья. Он им сразу всю растительность Красной книги перечисляет, особенно когда в ночи звонят», — рассказывала артистка[15].
Ёлка поступала в музыкальное училище по классу вокала, но не закончила. По её признаниям, у неё не складывались отношения с преподавателями: «Я честно пыталась учиться в музучилище по классу вокала. Но эта затея не увенчалась успехом. У меня там были нелады со всеми на свете и у всех со мной. Поэтому через полгода просто свалила: „Давайте-ка я быстренько выгонюсь, пока вы сами меня не попросили“»[15]. В середине 1990-х годов Ёлка вошла в состав ужгородской группы «B&B», где выступала в качестве бэк-вокалистки[16].
2001—2005: Начало карьеры и альбом «Город обмана»[править исходный текст]
…в моей жизни всё-таки имеет место история Золушки. Причем встреча с Владом произошла в тот момент, когда я себе окончательно запретила даже мечтать о большой сцене. Тогда мной владел юношеский максимализм, я негодовала по поводу того, что я вижу на экране телевизора. Я не могла понять, почему многие артисты, не умея петь и не имея хорошего репертуара регулярно появляются в эфире? Я думала: «Дайте мне хоть раскладушку в этом городе, и я вам покажу, что такое настоящий артист!»
Ёлка о начале сотрудничества с Владом Валовым[13].
В 2001 году группа «B&B» выступала на международном фестивале Rap Music’01, где Ёлку заметил Влад Валов, лидер группы Bad Balance, который впоследствии стал первым продюсером певицы. После группа распалась и певица какое-то время не появлялась на сцене. В это время она отказалась от мечты стать артистом и устроилась работать официанткой в кафе. Через три года Ёлке позвонили из компании Валова. Певица говорила, что долго думала, будто её разыгрывают, но после переговорила с Владом, который выслал ей билеты в Москву и предложил: «приезжай на недельку, мы поэкспериментируем»[17]. Влад Валов подписывает контракт с Ёлкой и одной из первых записанных с ним песен стала «Слова сказаны тобой», вошедшая в сборник «Девушки атакуют»[18].
В 2004 году Ёлка выступила в концерте на дне памяти Михея, со своей группой, в которую также входили два гитариста и диджей Lenar[19]. На концерте Ёлка исполнила песню Михея «Сука-любовь». «Это был обдуманный шаг. Я не просто так взяла и спела эту песню. Она была приурочена к вечеру памяти Михея, я исполнила композицию специально для его родителей. Очень, конечно, было много кривотолков, но всё-таки больше положительных отзывов. Я всегда делаю акцент на том, что не коммерческий ход, а дань уважения человеку», — говорила впоследствии артистка[20]. Продолжив сотрудничество с Валовым, певица записала песню его сочинения «Город обмана». «Влад, посмотрев на меня, написал песню „Город обмана“, песню, которая является моим отражением», — вспоминала певица[16]. Композиция была выпущена на радио летом 2004 года и стала первым хитом Ёлки, попав в хит-парад радиостанции «Максимум» и продержавшись в нём двенадцать недель[21].
9 ноября 2005 года вышел дебютный альбом исполнительницы, под названием «Город обмана»[18]. Работа над диском, выпущенным на лейбле 100PRO, была закончена ещё в середине 2005 года и как рассказывала исполнительница, пластинка писалась «на одном дыхании»[22]. Ёлка представила музыку в различной стилистике, которую относили и к року (из-за гитарных партий) и к хип-хопу (из-за «ломаных» ритмов и скретчей). Сама певица описала свой стиль, как «тяжёлый гитарный R&B». В NewsMusic.ru писали, что «в России подобный микс делается впервые»[23]. Альбом был встречен с различными мнениями. Рита Скитер в InterMedia положительно отозвалась о работе, сказав: «Ёлка и Валов нашли способ сделать этот жанр [R&B] по-настоящему конкурентоспособным даже на нашем рынке с его национальными особенностями»[24]. Андрей Никиткин в Rap.ru писал, что Ёлка — это всё-таки поп-проект, но «весьма качественный. Вобравший в себя элементы как r’n’b, так и рока, реггей, шансона и эстрады. И расчитанный не столько на поклонников какого-то из этих стилей, сколько на широкую аудиторию»[8]. Борис Барабанов в газете «Коммерсантъ» также говорил о певице, как о главной надежде российской поп-музыки[25].
В 2005 году Ёлка стала номинантом на премию RMA канала MTV, в номинации «Лучший рэп»[8]. С альбома также было выпущено ещё несколько синглов, в том числе успешные песни «Девочка в Пежо» и «Хорошее настроение», последняя из которых достигла 56 позиции в российском радиочарте.
2006—2009: Альбомы «Тени» и «Этот великолепный мир»[править исходный текст]
В 2006 году певица выпустила синглом песню «Девочка-студентка», которая попала на 17 место в российском радиочарте. 19 октября в свет вышел второй студийный альбом Ёлки «Тени»[26]. Елена Кузьмина в Jamsession.ru писала, что пластинка продолжила традиции первого альбома и описывала в основном городскую жизнь[27]. Гуру Кен из NewsMusic.ru посчитал, что в новом альбоме Ёлка представила слишком попсовый материал и отмечал, что он уже не вызывал такого ажиотажа, как первый. «Спроецированный на романтичную подростковую аудиторию, второй альбом Ёлки „Тени“ вряд ли станет событием года. Но подтвердить, что r’n’b-проекты в России ещё живут, и даже собирают битком набитые крошечные (но пафосные) клубы — этот альбом сможет», — отмечал автор[28]. В марте Ёлка озвучила Красную Шапку в российском дубляже мультфильма «Правдивая история Красной Шапки»[29].
Ёлка на радиостанции «Эхо Москвы» в 2007 году.
В 2007 году исполнительница получила премию «Золотой граммофон» за песню «Мальчик-красавчик»[6]. В апреле 2008 годы вышел третий альбом Ёлки «Этот великолепный мир». Новую работу певица называла более спокойной и философской. «В первом альбоме были ярко выраженные тенденции внутреннего протеста, борьбы, насущных проблем. А сейчас я постаралась записать более миролюбивый альбом, потому что пришла к пониманию того, что очень многие проблемы можно сглаживать любовью», — рассказывала артистка[13]. В 2008 году она также номинировалась на премию Муз-ТВ, в категории «Лучший хип-хоп проект»[30]. В этом же году записала с рэпером Al Solo совместную композицию «Счастье»[31]. Песня была включена в экспериментальный альбом певицы «Ёлка. Дуэты», в который вошли пятнадцать композиций, записанных с артистами российской хип-хоп/R&B сцены[32]. В сентябре была представлена первая украиноязычная песня исполнительницы под названием «Свобода». На радиостанции «Курс» предполагали, что композиция была записана в связи с политическими изменениями на Украине. «Эта легкая и светлая композиция расскажет о свободе. Хотя она и была написана под впечатлением от не самых приятных происшествий на родине певицы», — писали на сайте «Курса»[33].
В 2009 году певица выпустила две новые песни: «Сны» и «Твои слова», на последнюю из которых был снят видеоклип. Композиция была записана для четвёртого студийного альбома Ёлки[34]. Работа над четвёртым альбомом поначалу велась с Валовым, но после завершения контракта с Ёлкой, сотрудничество было прекращено и записанная песня «Твои слова» не вошла ни в один альбом певицы[17]. Песня «Сны» была впоследствии включена в четвёртый альбом, но под названием «Мне бы в твои сны…» и в другой аранжировке.
2010—2011: Перемены в творчестве и альбом «Точки расставлены»[править исходный текст]
После релиза третьего студийного альбома в творчестве Ёлки стали происходить перемены. Алексей Мажаев в InterMedia отмечал, что певица зашла в тупик, но «ставить крест» на ней ещё рано. Журналист советовал ей расширить круг авторов и потренироваться в интонировании («для этого подходят шедевры мировой эстрады и рока разных лет»)[35]. Денис Ступников в KM.ru писал, что артистка вняла этому совету и в 2009 году на рок-трибьюте Аллы Пугачёвой она исполнила балладу «Ты на свете есть», а через год закончился её контракт с продюсером Владом Валовым. После Ёлка стала работать с Лианой Меладзе и Алёной Михайловой из Velvet Music, а в 2010 году стала судьёй на украинском шоу «X-Фактор»[36]. По словам артистки, к переменам в жизни её подтолкнуло интервью, которое она дала Алле Пугачёвой за год до появления песни «Прованс»:
За год до «Прованса» меня пригласила к себе на передачу радио «Алла» сама Пугачева. И разговор с ней, наряду с несколькими другими важными разговорами, меня здорово простимулировал. Мы с Аллой Борисовной очень душевно поговорили! Я ушла с таким впечатлением! Я говорила ей, что у меня своя маленькая ниша, и мне не надо большего. Она спрашивает — а если я захочу прийти к тебе на концерт, куда ты меня пригласишь? Или захочу в гости приехать, куда ты меня позовешь? И меня это задело[37].
— Ёлка
В творчестве певицы происходит «коренной перелом». Если раньше песни Ёлки были исполнены в стилях R&B и альтернативного рока, то теперь они стали более позитивными и выдержаны в стиле поп. 20 сентября певица выпустила новый сингл «Прованс», написанный молодым украинским автором Егором Солодовниковым. В начале 2011 года песня стала большим хитом. Новый альбом певица описывала, как отражающий её внутреннее состояние[38]. «Любой артист, даже с минимальными творческими амбициями, хочет, чтобы его слушали и слышали. К 29 годам я осознала, что быть поп-певицей — это не то что не позорно, а очень даже круто», — рассказывала Ёлка в интервью «Звукам. Ру»[39]. Успех «Прованса» помог певице получить три номинации на премию Муз-ТВ 2011 года, в категориях «Лучшая певица», «Лучшая песня» и «Лучшее видео»[3]. В июне исполнительница вошла в список самых успешных деятелей шоу-бизнеса Украины за сезон 2010—2011 годов, составленного украинским изданием «Фокус». Певица была помещена на десятую строчку в рейтинге[9]. В 2011 году также были выпущены такие успешные синглы, как хиты номер один в российском радиочарте «На большом воздушном шаре» и «Около тебя». В сентябре был представлен дуэт Ёлки и Павла Воли — песня «Мальчик». 1 октября на церемонии вручения наград премии RU.TV, исполнительница получила награду в категории «Лучшая песня» за композицию «Прованс»[40].
Четвёртый студийный альбом певицы «Точки расставлены» был выпущен 18 ноября 2011 года на «Яндекс. Музыке»[41]. Музыкальные критики высоко оценили работу, назвав её одним из лучших поп-альбомов года[42][43]. В этом же месяце Ёлка стала «Певицей года» по версии журнала Glamour, а 26 ноября получила свою вторую награду «Золотой граммофон» за песню «Прованс»[7]. В декабре московский журнал Time Out отметил работы певицы и внёс её композицию «Прованс» в свой редакционный список «100 песен, изменивших нашу жизнь», а альбом «Точки расставлены» в список «25 главных альбомов 2011-го»[44][45]. Журнал «Афиша» также внёс «Точки расставлены» в свой редакционный список главных альбомов 2011 года, в категории «душа года»[46]. Музыкальная редакция сайта журнала Interview внесла диск в список лучших альбомов года, в категории «российский женский поп»[47]. Редакция музыкального раздела Lenta.ru внесла композицию «На большом воздушном шаре» в свой список главных песен года[48].
2012—2013: Новый альбом[править исходный текст]
В начале 2012 года появились сообщения, что Ёлка собирается выпустить новый альбом в середине года, хотя предшествующий диск вышел только в ноябре 2011 года. По словам певицы, на тот момент у неё уже появилось несколько новых песен, которые она собирается записать в студии[49]. В конце января прошёл релиз клипа Влади, участника группы «Каста», на песню «Сочиняй мечты», в котором снялась Ёлка[50]. 2 февраля 2012 года диск «Точки расставлены» возглавил российский чарт альбомов «2М. Россия Топ-25»[4]. 26 марта стало известно, что певица номинирована в четырёх категориях, — «Лучшая исполнительница», «Лучший альбом» («Точки расставлены»), «Лучшая песня» («Около тебя») и «Лучший дуэт» (с Павлом Волей) («Мальчик»), — на премии Муз-ТВ 2012[51]. По итогам премии, Ёлка получила награду в номинации «Лучшая исполнительница»[51]. Из-за возросшей популярности исполнительницы, ей пришлось отказаться от продолжения участия в телевизионном проекте «X-Фактор». В третьем сезоне место Ёлки за судейским столом заняла певица Ирина Дубцова[52]. В очередном рейтинге самых успешных звёзд украинского шоу-бизнеса издания «Фокус», Ёлка заняла 18 место: её доход на Украине за сезон 2011—2012 годов составил около полутора миллионов долларов[53].
20 апреля состоялся концерт певицы в новом зале «Север» спортивного комплекса «Олимпийский». В ходе концерта, Ёлка представила две новые композиции — «Выше» и «Хочу»[54]. Последняя из композиций была выпущена в качестве сингла, вошла в саундтрек к фильму «Любовь с акцентом» и получила положительные отзывы в прессе[55][56]. 21 сентября Ёлка открыла новый осенний тур по России концертом в московском клубе «16 тонн». Также были запланированы выступления певицы в США[57]. Помимо этого, в рамках творческого вечера Константина Меладзе на Новой Волне Ёлка исполнила песню Валерия Меладзе «Посредине лета»[57]. На премии RU.TV 2012 Ёлка получила награду в номинации «Лучшая песня» за композицию «Около тебя»[58].
8 октября в журнале «Афиша» была представлена совместная песня Ёлки и группы «Мегаполис»: кавер-версия песни Александра Синицына «Звёзды, звёзды». Композиция, как и ещё четыре песни, были записаны совместно с «Мегаполисом» для сериала «Схватка», в котором певица сыграла эпизодическую роль[59]. 4 декабря состоялся цифровой релиз нового мини-альбома «Негромкий концерт», записанного на московских концертах певицы в концертном зале «Мир». Альбом был выпущен в iTunes Store, в день открытия российского отделения интернет-магазина[60]. В начале 2013 года в прокат вышел фильм «Джентльмены, удачи!», в котором Ёлка появилась камео, в эпизодической роли и исполнила одну из своих песен[61]. В мае 2013 года состоялся релиз альбома «Нечётный воин 3», сайд-проекта рок-группы «Би-2», в записи которого Ёлка приняла участие, спев с «Би-2» песни «Грусть» и «Когда-нибудь».
Личная жизнь[править исходный текст]
Артистка всегда категорически отказывается обсуждать свою личную жизнь в интервью.[62].
Артистизм и музыкальный стиль[править исходный текст]
В начале карьеры музыкальные журналисты выделяли Ёлку прежде всего за её неординарные вокальные данные. Андрей Никитин в Rap.ru писал, что «у певицы… голос нешуточного нерва. Он словно совершенный инструмент, на котором, что ни играй, всё здорово»[8]. Рита Скитер в InterMedia посчитала, что «голос Ёлки оказался пригоден для воплощения самых смелых музыкальных мечтаний»[24]. Борис Барабанов писал о «самобытной вокальной манере» исполнения певицы, а Денис Ступников отмечал запоминающиеся интонации и мощную экспрессию её исполнения[25][63]. Влад Валов говорил: «Я посмотрел на Ёлку, и пока она что-то напевала в студии, понял, что она сможет спеть всё, что угодно»[63].
Ёлка не являлась автором песен своего дебютного альбома и это, по мнению Скитер, могло разочаровать первых поклонников певицы[24]. Сама исполнительница говорила на это: «Меня многие упрекают, что я просто исполнитель, а не пишу сама. Я не исполнитель. Я — медиум. Это разные вещи. Я просто умею доносить до людей нужные слова»[64]. Ёлку относили к жанру русского ритм-н-блюза. Барабанов писал, что «первая песня „Город обмана“ заставила когда-то заговорить о Ёлке как о наследнице славы покойного Михея»[25]. Никитин высказывался против такого определения. По его мнению, авторы столичных изданий наградили Ёлку званием «первая отечественная r&b-исполнительница» и прилепили к ней «ходульное выражение „Михей в юбке“», что заставляло «задуматься в компетентности этих людей» и «усомниться в их нравственности»[8]. Сама певица скептически относилась к высказываниям критиков и хотя называла свой стиль «тяжёлым гитарным R&B», поясняла, что говорила это в шутку, когда журналисты задавали вопросы о стилистике её музыки.
Когда журналисты начинают меня «пытать», я иногда отвечаю, что мой стиль называется русский жесткий r’n’b. Естественно, это просто шутка, потому что на самом деле я никогда не задумывалась о том, в каком стиле мы работаем. Мне кажется очень смешным, когда некоторые группы усиленно выдумывают свое собственное музыкальное направление, а потом не могут внятно объяснить, что же это за стиль такой. Вообще, русский r’n’b — это не про меня.
— Ёлка в интервью Toppop.ru[13]
Критики отмечали в её песнях влияние ритм-н-блюза, рока, регги, шансона и эстрады[8]. Борис Барабанов отмечал, что наиболее удачными песнями на дебютном альбоме Ёлки стали те, в которых «её представления о современном вокале пересеклись с традициями советской эстрады, а именно в номерах „31 июня“, „Девочка в Пежо“ и „Хорошее настроение“. Эти песни не столько удачи Ёлки, сколько истории о том, как могли бы звучать Ирина Отиева и Лариса Долина, если бы рискнули всерьез обратиться к молодежной аудитории»[25]. Тем не менее, большинство журналистов называли певицу «надеждой поп-музыки»[8][25][63].
Долгое время Ёлка оставалась нишевой артисткой, со своей небольшой аудиторией[28]. В своих последующих альбомах она продолжала тематику урбанистической жизни в большом городе. Елена Кузьмина из Jamsession.ru писала: «Ёлка — urban-певица, все [её] песни о городе и его жителях»[27]. К третьему альбому, эксплуатация одних и тех тем и неизменность музыкального стиля привели к тому, что публика и критики стали терять интерес к исполнительнице[65]. Ёлка говорила, что сама была недовольна сложившейся ситуацией и была готова реализовать свои амбиции. В интервью «Комсомольской правде» она говорила, что провела в Москве девять лет и всё это время не сидела сложа руки: «Я пела песни. Долго. Просто я была достаточно нишевой певицей. Это, действительно, так. И до какого-то времени меня это устраивало. Поэтому обижаться на это нет смысла. У меня была моя маленькая, но очень верная аудитория»[66]. Это предопределило дальнейшие изменения в жизни певицы[36].
У меня ко всему очень простое отношение. Это все настолько эфемерно, временно. Я сейчас наслаждаюсь тем, что со мной происходит. Этого времени, славы, давящей на меня… Я очень просто живу. Моя жизнь состоит из моих маленьких радостей. Единственное, что может меня чуть-чуть подгружать — это побочные эффекты, которые неизбежны при таких масштабах. Это жёлтая пресса, к которой я отвратительно отношусь. Даже не потому, что они меня так задели. Просто они ко всем плохо относятся. Забывают о элементарных вещах. Об уважении, о не вторжении в личное пространство. Это единственное. Остальное у меня радужно и превосходно. Моя публика, мои путешествия, моё ворчание. Это всё мои маленькие радости. Я их ждала. Я долго ждала. И через полгода устать от этого? Нет. Оно не давит. Это классно.
Ёлка рассказывает о приобретённой популярности в интервью КП[66].
Четвёртый альбом стал более зрелой работой, в которой также сохранилось влияние ритм-н-блюза и рока, но добавилась большая доля соула, регги и поп-музыки[45][67]. Олег Лузин из Weburg.net писал: «К четвёртому студийному альбому „девочка в Пежо“ отказалась от услуг продюсера Влада Валова, фронтмена небезызвестных Bad Balance, и стала полностью независимой. Это повлекло за собой коренной перелом в творчестве певицы: от R’n’B и альтернативного рока Ёлка переметнулась в стиль поп, что оправдало себя на все сто процентов»[1]. В «Комсомольской правде» отмечали, что за последние два года критика и публика «вознесли [Ёлку] до небес» и всё чаще стали называть её «чуть ли не первой достойной исполнительницей, появившейся после Земфиры, а также главной надеждой русской эстрады»: «…под этот Новый год её буквально рвали на части. И всё благодаря затейливой песенке про Прованс, которая буквально вытолкнула певицу на большую сцену из её „клубной“ ниши, где она пела лет пять насмешливые песенки типа „Мальчик-красавчик“ и „Девочка в маленьком Пежо“», — писала Елена Лаптева, отмечая, что альбом «Точки расставлены» укрепил её в статусе «сверхновой»[66]. Андрей Васянин в «Российской газете» отмечал, что последний альбом певицы многие посчитали более мейнстримовым по сравнению с предыдущими, но более хитовым и качественным по звуку. Описывая поведение Ёлки на сцене, он находил противоречие между музыкальным материалом («звучным, полноценным, требовавшим от всех участников концерта настоящего мастерства, близким к соулу и поп-року») и её «легковесным, совершенно эстрадным» поведением на сцене. «Для самой певицы тут никаких противоречий нет — Ёлка и говорит о себе в том смысле, что она ни рок, ни альтернатива, а поп-исполнитель, хотя „неординарный и с сюрпризами“», — пришёл к выводу журналист[68].
В обзоре концерта певицы в московском СК «Олимпийский», Гуру Кен писал, что «теперь именно она [Ёлка] задает тренды во всей отечественной поп-музыке. Что же за тренды? Максимум живого звука на концерте (но не целиком!), отменный вокал, умение проживать песню, микс из евро-попа и ритм-н-блюза во всевозможных конфигурациях». Журналист, отмечая аншлаг на концерте, посчитал, что массовая публика позволит Ёлке исполнять более экспериментальную музыку («интеллигентный ритм-н-блюз с регги») только до тех пор, пока у неё будут выходить такие хиты, как «Прованс» и «Около тебя»[69]. Михаил Марголис в «Известиях» писал, что «Прованс» принёс исполнительнице широкую известность: «Стильный этюд о беспроблемном перелете романтичной красотки из Борисполя во Францию вознёс Елку в 2011-м на макушку популярности, откуда она спускаться пока не хочет», — и сравнивал степень её популярности в России с успехом Адель по всему миру[70].
После выпуска дебютного альбома певица получила несколько положительных отзывов от музыкальных критиков. Денис Ступников в KM.ru писал, что Ёлка «звучала так, как звучит мало кто в русской музыке — необычный голос и мастерское владение им, запоминающиеся интонации, мощная экспрессия»[63]. Рита Скитер в InterMedia отмечала, что Ёлка одна из немногих исполнительниц, которая действительно поёт, а альбом имеет фирменное звучание и необычную подачу материала[24]. Борис Барабанов в газете «Коммерсантъ» писал, что «первая песня „Город обмана“ заставила когда-то заговорить о Ёлке как о наследнице славы покойного Михея из проекта „Джуманджи“», но дебютный альбом вывел её в категорию «главной надежды российской популярной музыки»[25]. Андрей Никитин в Rap.ru дал альбому сдержанную оценку, написав: «Рассуждая о музыке, аранжировках и текстах приходится быть сдержаннее в оценках — „неплохо“, „крепко“, „местами не без изящества“, но только местами. В целом же эти составляющие особых восторгов не вызывают — хотя не вызывают и вопросов»[8]. Второй альбом «Тени» получил положительный отзыв от Сергея Горцева на Tektonika, который посчитал, что «если первый альбом „Город обмана“ (2005) заставил заговорить о Ёлке, как о талантливой и многообещающей певице, то „Тени“ сразу вводит её в первый ряд отечественных исполнителей. Альбом очень хорош»[71]. Гуру Кен напротив назвал альбом провальным и слишком «попсовым»[28].
В рецензии на третий альбом певицы Алексей Мажаев писал, что «однообразие вокальной манеры и музыкального материала вызывает досаду», но тем не менее «ставить крест на певице Ёлке после её третьего альбома рано. Ясно, что потенциал у певицы мощный, осталось только найти русло для его реализации»[35]. Михаил Баев в журнале Billboard отмечал, что «поскольку „Этот великолепный мир“ — уже третий альбом проекта, эксплуатирующий одни и те же идеи, он по определению не вызывает такого интереса, как прежние работы»[65].
Четвёртый альбом исполнительницы «Точки расставлены» получил положительные отзывы. Борис Барабанов из газеты «Коммерсантъ» писал, что главное ощущение, которое оставляет альбом — «Ёлка полностью раскрылась как вокалистка, сделав это на молодом и свежем песенном материале» и добавил: «Этот диск точно будут слушать»[82]. Олег Лузин на сайте Weburg.net писал, что по новым песням видно: Ёлка экспериментирует и готова открывать новые горизонты[1]. Алексей Мажаев поставил альбому высший балл, при этом отметив, что это был «второй или третий раз» в истории рубрики. Журналист назвал «Точки расставлены» не просто переходом «из одной субкультуры в другую, более массовую», а претензией на «всесоюзное господство». Назвав Ёлку «главной певицей», автор отмечал, что её «не смутят даже глупые барьеры, все ещё стоящие между как бы роком и как бы попсой… Вообще же на новом альбоме Ёлка органична в самых разных жанрах, причем везде абсолютно узнаваема»[73]. Дмитрий Прочухан из NewsMusic.ru также дал альбому высокую оценку. По его мнению, на новом альбоме «достигнут практически идеальный баланс между качественной музыкой, грамотными аранжировками и доступностью музыки самому широкому кругу слушателей». Автор добавил: «Ёлку по праву можно считать претенденткой на вакантный трон первой леди отечественной поп-музыки»[43]. Константин Баканов в «Собеседнике» также положительно отозвался об альбоме, отмечая, что на нём Ёлка стирает грани между «попсой» и «непопсой». Журналист посчитал, что пластинка сделана в «удобоваримом» формате, чтобы быть услышанной среднестатистическим слушателем[81].
Александр Горбачёв в «Афише» дал положительную оценку альбому. Автор назвал альбом в целом связным произведением и отмечал, что «из альбома „Точки расставлены“, конечно, никаких глобально-исторических выводов не следует — но, как это ни парадоксально, в отечественной поп-музыке и правда стали происходить положительные сдвиги»[67]. Негативную рецензию пластинка получила в украинском издании «Вголос». Александр Ковальчук писал, что Ёлка «полностью растворилась в метафизическом свете предпочтений своих продюсеров, но это ещё не значит, что это встреча с Богом»[77]. Позитивную оценку альбому также дали Николай Смирнов в издании «Ва-Банк», Николай Фандеев из Shoowbiz.ru, Илья Легостаев в «Московском Комсомольце», Антон Скултан в Maptype.com, Александр В. Волков, обозреватель газеты «Известия», и Joy Tartaglia на сайте Music.com.ua.
Публичный имидж[править исходный текст]
Когда Ёлка впервые появилась на сцене, она сама описывала свой имидж, как «пацанский»[83]. Екатерина Таранова из KM.RU описывала его, как подростковый и отмечала, что певица появлялась на публике «с короткой вызывающей стрижкой, в джинсах, кроссовках и с плюшевыми игрушками в руках»[84]. Катя Перец из Plitkar.com.ua писала, что артистка поначалу заняла на сцене «нишу эдакой русскоязычной Pink»[64]. Отмечалось, что необычность её имиджа сыграла свою роль в её популярности: «…девушка и вправду выглядела очень экстравагантно — лысая голова, тяжёлый макияж, куча пирсинга, наряды, которые тяжело назвать женственными… Всё это было частью её имиджа и всё-таки сослужило свою роль — её заметили, полюбили, песни Ёлки стали занимать первые места в чартах»[85]. Ёлка была склонна к экспериментам с внешним видом ещё живя в Ужгороде. Она красила волосы в ярко-красный цвет и говорила, что для её родного города это было очень смелым поступком: «Вы не представляете, что значит ходить по Ужгороду с ярко-красными волосами», — и рассказывала, что к выбору одежды подходит более просто: «Что же касается одежды, то я не способна что-либо продумывать в принципе. Что под руку подвернулось, то и одела. Чаще всего все происходит интуитивно — хочу это и всё!»[84]. Родители спокойно относились к экспериментам Ёлки с внешностью: «Папа с мамой не были против моей первой татуировки и абсолютно нормально отреагировали на то, что в 15 я побрилась налысо»[86]. В интервью «Московскому комсомольцу» она объясняла, что пользуется услугами стилистов только на съёмках клипов, чтобы была возможность профессионально воплотить её идеи, а в обычной жизни нет «человек[а], которому я бы говорила: „А ну-ка придумай мне тут имидж!“ — такого нет. Я причесываюсь дома сама»[87].
Исполнительница говорила, что на сцене она «концентрат того», кем она является в реальной жизни: «То есть, если в жизни я могла бы растянуть какую-то эмоцию недели на две, то на сцене она вырывается из меня за три секунды»[88]. Ёлка не рассказывает о свой личной жизни в интервью и она объясняла свою позицию в этом вопроса так: «Почему я так суеверна и так оберегаю всё, что касается личной жизни? Потому что все начинают очень болезненно интересоваться подробностями, разнюхивать. Это страшно мешает и разрушает»[64]. Исполнительница также говорила, что артисты должны быть социально ответственными и в связи с этим отказалась от курения:
Артисты должны быть ответственными — осознавать, что они несут в массы. Они должны осознавать, какой пример они подают. Я, кстати, не сразу въехала в это. Потом я посмотрела одно интервью, где я «красиво» сижу, «на понтах» вся, с сигаретой — я ещё тогда курила. Это так ужасно, это отвратительно! Мне очень стыдно за себя. Я себе тогда дала зарок, что я в кадре больше никогда в жизни не буду курить. Потом, несколько лет спустя решила, что вообще не буду курить, и я прекрасно себя чувствую. Я не афиширую это, не бью себя пяткой в грудь, но я верю, что для кого-то это тоже станет примером, или хотя бы натолкнет на какую-то мысль[89].
— Ёлка
В 2010 году, с переменами в музыкальном стиле, стал меняться и имидж Ёлки. Она объясняла это естественными причинами: взрослением, переосмыслением ценностей[83][88]. "Я всё меняю! Очень многие приписывают мне недобровольность смены моего имиджа. Я часто слышу эти разговоры: «Вот раньше вы были „пацанкой“, а теперь…». Никто меня ничего делать не заставлял. Это просто момент взросления. Я могу и так, а кеды никуда не делись", — рассказывала певица[83]. Впервые изменения проявились, когда исполнительница выступила в качестве судьи на украинском шоу «X-Фактор»: «Ёлка стала стильной гламурной дамой с правильным макияжем и прической, которая выгодно подчеркивает красивые черты лица певицы. Теперь её наряды — образец стиля, образы продуманны до мелочей, она стала мягче и светлее — это отмечают все фанаты певицы»[85].
Мне комфортно и в том и в другом образе. Просто 8-10 лет назад я была другой. Мне нравился иной стиль как в музыке, так и в одежде. Но рано или поздно происходит период взросления, когда тебе хочется меняться и совершенствоваться. И это здорово, когда тебе нравится результат, когда ты довольна отражением, увиденным в зеркале. Но, несмотря на то, что сейчас я больше похожу на романтичную влюбленную девушку, можете быть уверены, что в случае чего с ноги дать смогу.
Ёлка рассказывает о своём новом имидже[85].
В видеоклипе на песню «Прованс» Ёлка предстала в совершенно новом образе: «в элегантном белом платье, туфлях на каблуках, с красивой причёской»[84]. Ёе стали называть одной из самых стильных певиц в российском шоу-бизнесе. В интервью журналу OK! она говорила, что тем не менее не пытается угнаться за модой: «Мода такая капризная штука! Лет десять назад было достаточно просто, а сейчас тяжело уследить за всеми трендами и направлениями, и это при том, что мода циклична. Для меня важнее быть стильной. Лучше по крупицам собирать свой стиль, чем гнаться за модой и в результате выглядеть нелепо. Я против фанатичного следования модным тенденциям»[90]. В числе своих любимых модельеров она называла украинского дизайнера Лилию Литовскую, которая создаёт для неё концертные наряды[90].
Концертная группа
Ёлка гастролирует с постоянным составом музыкантов, участники которого также принимают участие в аранжировке её песен[91]. На больших сольных концертах певица выступает с расширенным составом музыкантов: гитарист, басист, клавишник, ударник, диджей и духовые[92]. Также в выступлениях исполнительницы задействован танцевальный коллектив Loonyband, креативная команда которого, возглавляемая Катей Решетниковой, занимается оформлением сцены, видеоряда и постановкой танцевальных номеров для концертов Ёлки[93]. Постоянный концертный состав исполнительницы ранее включал: Владимира Ванцова (гитара), Катю Семёнову (бас) и DJ Lenar[91]. На данный момент состоит из:
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.