- Главная
- /
- Edward Vesala
Edward Vesala
Купить Edward Vesala (Едвард Весала) на CD компакт-дисках
Он был среди тех, кто создавал современный джаз. Очень многим его имя не говорит ничего или почти ничего. В Росссии, которая, по мнению АК Троицкого, занимает последнее место в мире по производству хорошей музыки на душу населения, Эдвард Весала известен куда хуже чем, например, Ян Гарбарек. Но самая мощная, самая потрясающая и эпохальная работа знаменитого саксофониста - Triptykon (1973) не стала бы тем чем стала без Весалы - барабанщика, перкуссиониста, соавтора большинства композиций. Он создавал современный джаз. Потом хоронил его: диск 1990 года называется "Ode To Death Of Jazz. Потом создавал заново. Одинокий волк, белый ворон, сумрачный финляндский гений. Даже для страны, занимающей, по мнению АК Троицкого, первое место по производству хорошей музыки на душу населения он был фигурой чересчур бескомпромиссной. Его начинания без конца наталкивались на финансовые сложности. Музыканты то и дело бросали его ради более выгодных проектов. А в декабре 1999 года Эдвард Весала умер. Не в нищете и безвестности - Финляндия всё же не Россия. Но смерть его была одинокой, глухой, безвременной. В конце 80-х, благодаря сотрудничеству с лейблом ECM, Эдварду Весале удалось сформировать группу Saund and Fury. Она отличалась большой текучестью кадров, по количеству участников напоминала футбольную команду и наполовину состояла из духовых. Диск Lumi(1987) был дебютом этого медиумбэнда. Lumi - сюрреалистический симфоджаз(что касается последнего термина - просьба не путать с филармоническими извращениями). Оставаясь более-менее в рамках джазовых идиом музыканты не импровизируют - но выполнят волю творца, причудливую и непреложную как мифологические пророчества. Сам же творец сидит за ударными и скромно отыгрывает свою партию - в этом смысле альбом очень мало напоминает сольник барабанщика, каковым формально является. Весала предстает прежде всего как даровитый и изощренный композитор. Музыка изобилует проявлениями запредельной красоты. Отчетливость линий и крупная фактура, вообще характерная для европейского джаза, сочетается со свежим, неожиданным саундом и нестандартными, нездешними ритмическими структурами - как тут не вспомнить пытливый космополитизм Джона Колтрейна, музыкальным потомком которого(одним из легиона) принято считать Весалу. Впрочем, лично мне предшественником Весалы кажется скорее Чарли Мингус периода Black Saint And Sinner Lady. Растворение инструменталиста в композиторе. Самозабвенный и гармонический танец на грани помрачения рассудка. И легкая сардоническая усмешка, которая так заметна в Camel Walk - самом, казалось бы, бесшабашной композиции на Lumi. Музыку Весалы трудно назвать дружелюбной. Она атакует и подчиняет, выстоять невозможно. В ней есть некое мучительное знание, которое мы гоним от себя, но оно нас все равно не минует. Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.