История виниловых пластинок
Виниловая пластинка — атмосферный символ XX века. Спустя многие годы аналоговый носитель остается все так же притягателен, сводя с ума меломанов и страстных эстетов. Несмотря на развитие потокового вещания, сегодня почти все известные исполнители выпускают новоиспеченные альбомы сразу и на цифровых носителях, и на пластинках. К винилу питают особый трепет не только любители винтажа, но и молодые аудиофилы и диджеи. А коллекционеры готовы и вовсе продать душу за редкое издание. В чем же особенность этого музыкального изделия?
Его отличительная черта – аналоговое звучание. Все звуки имеют изначально аналоговую природу. Цифровая запись преобразует сигнал в дискретный. Звуковой поток разделен точками на промежутки, которые соединяются звуковой волной. За счет этого мы слышим звук так, будто он непрерывный. Но такое звучание искусственно и мертво, а аналоговое обладает подлинностью. Это все равно что наблюдать за движениями людей в реальной жизни и в мультфильме, отрисованном серией кадров. По этой причине винил продолжает жить и покорять сердца ценителей музыки.
Аналоговое звучание обусловлено воспроизведением звука посредством физической связи элементов проигрывателя. В случае с пластинкой сигнал подается за счет механического колебания иглы. Сам винил имеет длинную историю и множество прародителей. Мы расскажем все о его возникновении и эволюции.
Изобретение пластинки
Ее путь начался с появления устройств, записывающих и воспроизводящих звук, — проигрывателей. Многие эксперты спорят, с какого изобретения начинается точка отсчета. Чтобы ничего не упустить, пойдем издалека. Первым в своем роде проигрывателем стала музыкальная шкатулка. Она же — первый аналоговый носитель. Обычный часовщик из Женевы по имени Антуан Фавр в конце XVIII века создал простенький музыкальный механизм, который встраивался в часы и флаконы для духов.
В начале XIX века на основе этого механизма была сконструирована музыкальная шкатулка. Ее принцип работы несложен. При прокручивании рукоятки начинает вращаться цилиндр со штырьками. Они проходят по металлической гребенке, за счет чего воспроизводится мелодия. Гребенка состоит из зубьев разной формы, что обеспечивает разную длину каждого звука. Пружинный механизм отвечает за длительность воспроизведения музыки.
В середине XIX века было создано первое звукозаписывающее устройство. Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль изобрел фоноавтограф. Его конструкция в будущем послужила основой для создания фонографа и граммофона. Аппарат включал в себя вибрирующую мембрану и акустический конус. Комплектующие соединялись иглой. Также конструкция имела стеклянный ролик цилиндрической формы, обернутый бумагой или покрытый копотью. При ручном вращении ролика игла соприкасалась с его поверхностью, провоцируя появление звуковых колебаний. Они проходили через конус, из-за чего мембрана вибрировала. Колебания передавались игле, ставящей отметки на копоти.
Недостатком фоноавтографа была невозможность воспроизводить звуковые колебания. В 1877 году Томас Эдисон исправил это несовершенство. Он создал устройство, способное воспроизводить звук, — фонограф. Изучая принципы работы перфокарт, изобретатель обратил внимание на то, что все контакты при соприкосновении с картой издают различные по высоте звуки. Это наблюдение вдохновило его на создание звукозаписывающего устройства.
Фонограф имел нехитрый принцип работы. Основным элементом был сменный барабан с цилиндрической спиралью, на которой располагалась звуковая дорожка. Также устройство включало 2 мембранных элемента. Оба были соединены с иглой. Один компонент отвечал за запись звука, а второй — за его воспроизведение. Сигнал, попадающий в рупор, воздействовал на иглу. Она в свою очередь оставляла на цилиндре бороздки. От интенсивности звука зависела глубина бороздки.
Фонограф стал чудом своего времени. Но он имел и недостатки. Во-первых, звукосниматели обладали пониженной износостойкостью. Во-вторых, его конструкция нуждалась в изготовлении специальных оловянных валиков, покрытых фольгой. Производство подобных деталей представляло собой очень трудоемкий процесс. Поэтому работа над созданием более совершенного звукозаписывающего устройства с более простой конструкцией продолжилась.
В 1897 году Эмиль Берлинер видоизменил конструкцию фонографа и запатентовал сразу два новых изобретения: рекордер и граммофон. Он же предложил осуществлять запись звука на плоский диск круглой формы. Преимущество граммофона было в более высоком качестве звука, менее трудоемком производстве и простом тиражировании записей.
Резец, прикрепленный к мембране, наносил на лаковый диск след, который переносился на пластинку. Во время вращения диска игла двигалась по его спирали и вызывала колебания блина. Такой принцип работы обеспечивал поперечную запись, при которой звуковые искажения минимизировались, а звук был более громким в сравнении с сигналом, воспроизводимым фонографом.
Первая грампластинка была изготовлена из цинка. На нее записывался звук с помощью рекордера. Знаковым было то, что с помощью цинкового диска можно было тиражировать множество копий изделия. С этого момента инженеры стали искать подходящий материал для их массового производства.
Эволюция материалов
Первые изделия прессовались с помощью печатной матрицы из стали и изготавливались из разновидности пластмассы — целлулоида. Но они слишком быстро изнашивались. На смену целлулоиду пришел эбонит. Этот материал представляет собой вулканизированный каучук. По своим свойствам он частично напоминает пластмассу и легко обрабатывается. Материал имел 2 минуса: склонность к окислению и высокую стоимость.
Позже для изготовления грампластинок стали использовать шеллак. Вещество является смолой, вырабатываемой тропическими насекомыми. Музыка на таких изделиях звучала «чище». Дополнительный плюс – ценовая доступность. Это дало возможность завоевать шеллачным носителям рынок на последующие 30 лет. Их недостатком была высокая хрупкость. Технологии звукозаписи тоже были несовершенны. На блине могла быть записана лишь одна мелодия. Ситуация изменилась в 1931 году, когда была создана технология, позволяющая умещать на одном изделии до 6 музыкальных композиций.
В этот период у пластинок появился конкурент – магнитная лента. Дело в том, что изготавливаемые диски были массивными, увесистыми и хрупкими. Это делало их неконкурентоспособными в сравнении с катушками. По этой причине инженеры занялись поиском более совершенного материала. Он был найден после Второй мировой войны.
Термин «виниловая пластинка» появился в 1948 году. Полихлорвинил оказался идеальным материалом. Во-первых, он отличается невысокой стоимость. Во-вторых, виниловое изделие меньше весит и более износоустойчиво. В-третьих, оно имеет более высокое качество звука. В-четвертых, виниловые пластинки позволяют записывать большее количество композиций. За это их прозвали долгоиграющими. На изделиях стали записывать целые альбомы.
В СССР производство виниловых пластинок было отлажено с начала 50-х годов. Их выпускал завод, основанный немецким предпринимателем и национализированный после революции. Они часто использовались в агитационных целях. Ни них записывались речи политических деятелей. В 1964 году была создана всем известная студия звукозаписи «Мелодия». Наверное, почти в каждом доме можно найти старые виниловые издания этой студии. На них выпускались песни советских композиторов, сказки, стихи и, конечно, классика.
В Советском Союзе существовали и другие способы изготовления музыкальных носителей, отличающиеся неординарностью. Один из примеров – говорящие письма. Они представляли собой бумажные блины, покрытые слоем воска.
Но самый необычный способ звукозаписи производился на рентгеновских снимках. Такие изделия назывались «музыкой на костях» или «музыкой на ребрах». Они стали особенно популярными в эпоху космополитизма. Творчество многих зарубежных исполнителей считалось вредоносным, и их музыка была запрещена в СССР. А сердца молодежи тянулись к новому: к джазу, блюзу, року.
У подпольных студий были проблемы с поиском материалов для изготовления виниловых пластинок. Поэтому они договаривались с больницами, чтобы те сбывали им ненужные пылящиеся стопки рентгеновских снимков, и записывали музыку на них. Продавались носители тоже тайком.
Развитие формата
За все время своей эволюции пластинки претерпели множество изменений. Рассмотрим основные параметры, определяющие формат носителя.
- Дюймы. Первые грампластинки, появившиеся в конце XIX века, были семидюймовыми. Из-за небольшого диаметра музыка могла записываться лишь на одной стороне. Скорость вращения была высокой – около 78 оборотов в минуту. Длительность воспроизведения не превышала 2 минут.
Позже, в начале XX века, появились двенадцатидюймовые изделия. Ширина дорожки осталась неизменной, но увеличилось время воспроизведения записи. Двенадцатидюймовые носители могли играть до 5 минут.
Вскоре их заменили на десятидюймовые изделия. Изменились и технические характеристики. Число записываемых мелодий на одном носителе значительно возросло. Также в СССР выпускались «неформатные пластинки». Их размер достигал 8 дюймов.
- Скорость вращения. Примерно до 1925 года пластинки крутились со скоростью от 60 до 130 оборотов в минуту. В 30-х годах скорость вращения была стандартизирована — 78 оборотов в минуту. Иногда для длительных записей специально применялись изделия со скоростью вращения около 8 оборотов в минуту. Позже стали выпускать носители, совершающие 33 оборота в минуту.
- Технология звукозаписи. До конца первой четверти XX века использовался механический тип звукозаписи. Вскоре он был заменен на электроакустический. Частотный диапазон записи был увеличен с 4000 до 10 000 Гц. В конце XX века появились дополнительные технологии звукозаписи: DMM (Direct Metal Mastering) и Super Sound Single.
Принцип первой технологии заключался в том, что звук записывался на медный диск, что позволяло миновать промежуточный этап с записью мелодий на магнитную ленту. Технология исключала эхо и лишние шумы. Второй способ записи позволял эффективно расходовать место на носителе и максимально четко воспроизводить звук. Сегодня и DMM, и Super Sound Single канули в лету.
- Принцип воспроизведения. Эта характеристика указывает на то, как происходит считывание звукового рисунка иглой. До конца 50-х годов принцип воспроизведения был монофоническим. Он заключался в том, что считывание происходило лишь за счет горизонтальных колебаний иглы. Позже появились стереофонические виниловые пластинки. В них считывание звука происходило и по вертикали, и по горизонтали.
Одно время существовали ещё и квадрофонические виниловые пластинки. Звук был записан сразу на 4 каналах: 2 тыловых и 2 фронтальных. В массовый оборот они так и не вошли. Для их прослушивания необходим был редкий и дорогостоящий тип проигрывателя.
Современные виниловые пластинки
Современные изделия характеризуются стереофоническим типом воспроизведения. Стандартная частота вращения – около 33 оборотов в минуту. Сами диски стали более тяжелыми и массивными, что является преимуществом. К тому же для производства современных изданий используется более качественное сырье.
С появлением CD-дисков аналоговые носители были вытеснены с рынка. Но в последние 15 лет наблюдается «Ренессанс» винила. Все же аудиофилы ни за что не променяют аналоговое звучание на цифру. Также изделия пользуются спросом у коллекционеров и диджеев. И пока остаются поклонники «лампового» звучания, можно утверждать, что аналоговый носитель будет жить ещё очень долго!